Редакция от 1 янв 2016
Е.Н. Кутепова
Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, как следует
из части 4
статьи 79, части 5
статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
организуют:
·
в
отдельных общеобразовательных организациях (бывшие специальные коррекционные
школы с 1 по 8 вид), осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным образовательным программам;
·
в
общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы
для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные
программы (далее – АООП);
·
в
дошкольных образовательных организациях – в группах компенсирующей или
комбинированной направленности, осуществляющих образовательную деятельность по
АООП;
·
в
общеобразовательных организациях (школах и детских садах), в которых ребенок с
ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальной
адаптированной образовательной программе (далее – АОП);
·
на
дому или в медицинских организациях – для детей, нуждающихся в длительном
лечении, по индивидуальным учебным планам.
Содержание образования и условия
обучения и воспитания согласно части 1
статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и
ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования
определяются:
·
для
обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой
соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в
отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной
программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками;
·
для
детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом
индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
АООП разрабатывается на уровень
образования для конкретной категории детей с ОВЗ. Например, для класса, в
котором обучаются только дети с нарушением слуха.
В том случае, если ребенок с
конкретным заболеванием обучается в классе с нормативно развивающимися детьми
(инклюзия) или если ребенок с глухотой и умственной отсталостью обучается в
классе, где остальные дети глухие с сохранным интеллектом, разрабатывается
АОП. АОП корректируется в процессе обучения в соответствии с
образовательными достижениями ребенка.
Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий (ч. 16 ст. 2 Закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
По результатам обследования любого
ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному
представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших
психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и
рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и
направления работы специалистов сопровождения.
Предоставление заключения ПМПК в
образовательные организации является добровольным решением родителя.
К обучающимся
с ОВЗ могут быть отнесены дети:
·
с
нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно
имплантированные);
·
с
нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
·
с
тяжелыми нарушениями речи;
·
с
нарушениями опорно-двигательного аппарата;
·
с
задержкой психического развития;
·
с
расстройствами аутистического спектра;
·
со
сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
·
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Некоторые дети могут иметь и
справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития и т. д.).
Статус инвалида гражданам России
присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил,
утвержденных постановлением Правительства РФ
от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об
инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации
(ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка.
Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов,
дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться
по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.
Внимание: обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом,
а ребенок с инвалидность может не нуждаться в создании специальных
условий обучения.
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация:
·
разрабатывает
адаптированные программы;
·
создает
специальные условия обучения;
·
утверждает
необходимое штатное расписание.
АООП начального общего образования
для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами
(тяжелыми и множественными нарушениями развития) разрабатываются в соответствии
с ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России
от 19 декабря 2014 г. № 1598.
АООП для обучающихся с умственной
отсталостью разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России
от 19 декабря 2014 г. № 1599.
При совместном образовании ученика
с ОВЗ с нормально развивающимися одноклассниками образовательная организация
разрабатывает АОП по указанным ФГОС на один год.
Основаниями для создания
специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
·
заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 20 сентября 2013 г. № 1082);
·
индивидуальная
программа реабилитации или абилитации – для
детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России
от 31 июля 2015 г. № 528н).
Условия для детей с ОВЗ и с
инвалидностью, которые образовательная организация обеспечивает в соответствии
с частью 3
статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:
·
специальные
образовательные программы и методы обучения и воспитания;
·
специальные
учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
·
специальные
технические средства обучения;
·
услуги
ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую
помощь;
·
групповые
и индивидуальные коррекционные занятия;
·
доступная
среда (беспрепятственный
доступ в здание и на территорию и т. д.);
·
сокращенное
количество детей в учебной группе (классе).
Условия, которые образовательная
организация создает для обучающихся с определенными видами ОВЗ
Вид ОВЗ |
Школа |
Детский сад |
Нарушение
зрения |
Адаптировать сайт школы с учетом потребностей
инвалидов по зрению. Привести сайт к международному стандарту доступности
веб-контента и веб-сервисов (WCAG); разместить расписание занятий в доступных для слепых или слабовидящих
местах в адаптированной форме. Текст составляют крупным (высота прописных
букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом
фоне) и дублируют шрифтом Брайля); организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся
необходимую помощь; выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или
аудиофайлы; обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и
место для собаки-поводыря в часы обучения ребенка |
Если рекомендовано ПМПК – организовать присутствие ассистента,
который оказывает учащемуся необходимую помощь; подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы |
Нарушение
слуха |
Воспроизводить информацию звуковыми средствами; дублировать звуковую информацию о расписании занятий визуальной –
установить мониторы для трансляции субтитров. Мониторы, их размеры и
количество определяют с учетом размеров помещения; передавать информацию с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) |
Воспроизводить
информацию звуковыми средствами |
Нарушение
опорно-двигательного аппарата |
Обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения,
столовую, туалетные и другие помещения школы; организовать: – пандусы; – поручни; – расширенные дверные проемы; – лифты; – локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; – специальные кресла и другие приспособления |
Образовательная организация создает условия для обучения и воспитания детей
с ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств, которые выделены для:
·
выполнения
государственного (муниципального) задания бюджетными или автономными учреждениями;
·
обеспечения
деятельности казенного учреждения на основании бюджетной
сметы;
·
реализации
государственной программы «Доступная среда» учреждениями, которые включены в
перечни Минобрнауки России от 22 апреля 2016 г., от 1 сентября 2016 г.
Так следует из пункта 5
части 1 статьи 8, пункта 5
части 1 статьи 9, части 2
статьи 99 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ
от 1 декабря 2015 г. № 1297.
Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и
(или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают
родители (законные представители).
Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15
лет, проводится с их согласия.
Для проведения обследования ребенка
его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или
центральную комиссию:
·
заявление
о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
·
копию
паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или
заверенной в установленном порядке копии);
·
направление
образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
·
заключение
психолого-медико-педагогического консилиума
или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной
организации (при наличии);
·
заключение
ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
·
подробную
выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской
организации по месту жительства (регистрации);
·
характеристику
обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
·
письменные
работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной
продуктивной деятельности ребенка.
Такой порядок установлен в пунктах 12, 14, 15 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Протокол и заключение комиссия
оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок
оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять
рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых
мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными
представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с
уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением
территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 22 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение ПМПК содержит выводы о
наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом
развитии, отклонений в поведении.
Такие сведения, согласно части 1
статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ,
являются персональными данными ребенка.
Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из
заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение ПМПК носит для
родителей детей рекомендательный характер (п. 23 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они
самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет.
Если родители предоставили в
образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и
необходимости специальных условий для образования, образовательная организация
обязана такие условия создать.
Заключение комиссии действительно
для представления в образовательную организацию в течение
календарного года с даты его получения. Если родители не передали
заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так
предусмотрено в пункте 23 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Минимальный срок, на который ПМПК
может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий,
определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года.
Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных
условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня
образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные
результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.
Если ребенок с ОВЗ переходит на
следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных
образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или
новых рекомендаций согласно уровню).
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и
с инвалидностью в образовательной организации обеспечивает работа
педагогического коллектива – учителей и специалистов сопровождения –
педагогов-психологов, учителей-дефектологов (олигофренопедагога,
сурдопедагога, тифлопедагога), учителей-логопедов, тьюторов,
ассистентов, медицинских работников.
Ситуация:
Педагоги образовательной
организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы, должны
иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ
подготовки:
а) по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;
б) по специальностям
«Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;
в) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной
переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Педагог-психолог должен
иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ
подготовки:
а) по специальности «Специальная
психология»;
б) по направлению «Педагогика» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки
бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц
с ОВЗ;
г) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки в области специальной психологии.
Учитель-логопед должен
иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ
подготовки:
а) по специальности «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки
бакалавра или магистра в области логопедии;
в) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки в области логопедии.
Воспитатели должны иметь
высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим
специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или
повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной
психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом
о профессиональной переподготовке.
Педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции,
студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к
стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
работы.
Все специалисты должны
пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в
объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения
и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС НОО ОВЗ и (или)
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, подтвержденные дипломом о
профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации
установленного образца.
Ситуация:
Руководящие работники
(административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным
педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации
(в объеме от 72-х часов) по особенностям организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС НОО ОВЗ и
(или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
Как распределяются обязанности
специалистов при обучении детей с ОВЗ
Учителя и специалисты сопровождения
разрабатывают и реализуют адаптированные программы. При этом содержание
предмета адаптирует учитель, а специалисты сопровождения ему помогают в
части выявления особых образовательных потребностей и проводят коррекционно-развивающие
занятия.
Тьютор находится рядом с учеником и помогает ребенку
осваивать содержание программы.
Тьютор
может выполнять следующие функции:
1) педагога сопровождения,
воспитателя, который: оказывает
помощь;выполняет рекомендации ПМПК;ведет
педагогическую и воспитательную работу;обеспечивает
поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых
ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса;включает
ребенка с ОВЗ в детский коллектив на переменах;организует
ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ;помогает всем участникам образовательного
процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это
сделать;
2) специалиста службы
сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики,
дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).
Объем работы тьютора
с ребенком определяет ПМПК – от нескольких часов до полной занятости
в день.
Например, для учащихся с
расстройствами аутистического спектра тьютор может
быть рекомендован на полный день. В этом случае он будет присутствовать на всех
уроках (п. 29 Порядка,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 30 августа 2013 г. № 1015).
Ассистенты (помощники) оказывают
техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам:переносят инвалидные коляски;оказывают обучающимся помощь при посещении
туалетных помещений, столовой;ориентируют ребенка в
здании образовательной организации.
О необходимости организовать
техническую помощь детям с ОВЗ и с инвалидностью говорится в части 3
статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, пункте 23 Порядка,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 30 августа 2013 г. № 1015, пунктах 18–19 Порядка,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 30 августа 2013 г. № 1014.
Минобрнауки
России в письме от 11 марта 2016 г. рекомендует введение
персонального ассистента в расчете одной единицы на двух детей, нуждающихся в
персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены
штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут
возложены функции ассистента.
Учащихся с расстройствами
аутистического спектра сопровождают педагоги-психологи. Они проводят
индивидуальные занятия по развитию навыков коммуникации, поддержке
эмоционального и социального развития таких детей. На одну ставку должности
педагога-психолога приходится пять–восемь учащихся с расстройствами
аутистического спектра.
Включение в штатное расписание
специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые
образовательная организация обязана выполнить.
Объем нагрузки специалиста
сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ в организации.
Для реализации адаптированных
общеобразовательных программ в пункте 32 Порядка,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 30 августа 2013 г. № 1015, приведены
штатные единицы для школы:
·
учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые
6–12 учащихся с ОВЗ;
·
учитель-логопед
на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
·
педагог-психолог на каждые 20 учащихся с ОВЗ;
·
тьютор, ассистент (помощник) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
Эти нагрузочные соотношения
являются желательными, но окончательное решение принимает учредитель
образовательной организации. Его решение зависит от финансовых,
организационных и других возможностей.
Вопрос обеспечения специалистами
сопровождения может быть решен:
·
введением
должности в штатное расписание;
·
расширением
должностных обязанностей педагогических работников – учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога и других;
·
использованием
ресурсов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии (ст. 15 Закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
На уровне дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ требования к
режиму отсутствуют, поэтому применяются СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного санитарного врача России
от 15 мая 2013 г. № 26.
ПМПК может рекомендовать
сокращение режима пребывания, например, только в группе кратковременного
пребывания – не более 4 часов. И эта рекомендация должна быть выполнена
как педагогами дошкольной образовательной организации, так и родителями ребенка.
Режим дня обучающихся в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для
обучающихся с ОВЗ, определен приложением 2 к СанПиН
2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением Главного санитарного врача России
от 10 июля 2015 г. № 26.
© Образование
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 10.02.2017