Игры для ранней профориентации дошкольников Игра «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий. Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?». Игра «Что кому принадлежит?» (разложить картинки с профессиональными атрибутами по принадлежности к различным профессиям) Игра «Не пропусти профессию» Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профес­сии, дети должны подпрыгивать на месте. На­пример: Лампа, водитель, ножницы, Механик, липа, сталевар, яблоко, токарь, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, шахтер, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, контролер, шутка, солнце, полевод, голова, берег, чертежник, роща, бухгалтер, самовар, геолог, пальто, певец, балерина, словарь, водолаз, вальс, пулеметчик, коньки, маляр, бутерброд, обрыв, судья, улыбка, совесть, инженер, мороз, огонь, глина, скульптор, толстяк, летчик, агроном, океан, космос. Игра с мячом «Назови профессию». (Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч). Педагог: - Сейчас мы проведем игру «Угадайте, какая профессия у человека?» (взрослый называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию). Весы, прилавок, товар – (Продавец) Каска, шланг, вода – (Пожарный) Сцена, роль, грим – (Артист) Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь) Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной) Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар) Доска, мел, учебник – (Учитель) Руль, колеса, дорога – (Водитель) Дети, игры, прогулки – (Воспитатель) Топор, пила, гвозди – (Плотник) Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель) Краска, кисти, побелка – (Маляр) Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер) Корабль, тельняшка, море – (Моряк) Небо, самолет, аэродром – (Летчик) Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель) Игра «Угадай, кто я?». Педагог: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто я?». (Дети стоят по кругу, взрослый по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию). Я делаю прически (кто я?) … парикмахер. Я стираю, глажу… прачка. Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец. Я готовлю пищу … повар. Я подметаю двор … дворник. Я делаю прививки … медсестра. Я пишу картины … художник. Я учу детей в школе … учитель. Я лечу больных людей … врач. Я делаю мебель … столяр, плотник. Я крашу стены … маляр. Я пеку торты … кондитер. Я строю дома … строитель. Я лечу зверей … ветеринар. Я добываю уголь … шахтер. Я кую железо … кузнец. Я выращиваю деревья … садовод. Я пишу книги … писатель. Я сочиняю стихи … поэт. Я управляю оркестром … дирижер. Я ставлю пьесы … режиссер. Я разношу газеты … почтальон. Я шью одежду … портной, швея. Я летаю в космосе … космонавт. Я ремонтирую сапоги … сапожник. Я вожу машину … шофер, водитель. Я пою песни … певец. Я проектирую дома … архитектор. Я управляю самолетом … пилот. Я управляю поездом … машинист. Я варю сталь … сталевар. Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса. Игра «У кого какой инструмент?» А давайте, мы поиграем еще в одну игру с мячом «У кого какой инструмент?» Молоток – (у столяра) Кисть – (у маляра, у художника) Шприц – (у медсестры, ветеринара) Рубанок – (у плотника) Мел – (у учителя) Ножницы – (у парикмахера, у портного) Расческа – (у парикмахера) Иголка – (у портного) Палитра – (у художника) Указка – (у учителя) (лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля) Игра «Кто так говорит?». Кому добавки? (Повар) Вам посылка. Распишитесь. ( Почтальон) Большое спасибо за покупку. ( Продавец) Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач) Как вас постричь? (Парикмахер) Приятного полета! (Стюардесса) Урок окончен. (Учитель) Игра - соревнование «Подбери признак». Считаем, кто больше подберет слов (за правильные ответы дети получают фишки). Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный… Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый… Водитель (какой) - внимательный, осторожный… Учитель (какой) - строгий, умный, добрый… (парикмахер, повар, врач, милиционер). Дидактическая игра «Подскажи словечко» Самолётом правит (лётчик) В школе учит нас (учитель) Строит здания (строитель) Стены выкрасил (маляр) Песни нам поёт (певец) Торговлей занят (продавец) От болезней лечит (врач) Потушит в миг пожар (пожарный) Рыбу ловит нам (рыбак) Служит на море (моряк) В машине груз везёт (шофёр) В жаркой кузнице (кузнец) Все, кто знает - молодец! Пальчиковая гимнастика «Профессии» Много есть профессий знатных,(Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных.(Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель…(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю,(Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю.(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.) Игра «Что делает человек, который работает…»: Грузчиком – грузит разные грузы Строителем - … Экскаваторщиком -… Воспитателем - … Электриком - … Сварщиком - … Хирургом - … Физминутка «Профессии» Мы в профессии играли ходьба на месте В миг мы лётчиками стали! прямые руки в стороны В самолёте полетали - покружиться вокруг себя И шофёрами вдруг стали! ходьба на месте Руль теперь в руках у нас руки перед собой, «держим руль» Быстро едем, просто класс! бег вокруг себя с рулем А теперь на стройке мы ходьба на месте Кладём ровно кирпичи. руки перед собой согнуты в локтях Раз- кирпич и два, и три – поднимаем руки вверх Строим дом мы, посмотри! соединить прямые руки над головой Вот закончена игра, Нам на стульчики пора. Ребята, какие профессии и действия вы запомнили? (ответы детей) Игра «Хлопай -топай» Я буду называть слова-профессии, так вы хлопайте, а если я назову что-то лишнее – топайте. (Машинистка, лодырь, пианист, обжора, милиционер, почтальон, хулиган, продавец, жадина, библиотекарь) - Какие слова вам не понравились? - Правильно, эти слова не относятся к профессиям, они характеризуют плохие качества человека. Игра «Кто что делает?» Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда. Материал: карточки с изображением представителей различных профессий. Ход игры: педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко». Игра «Профессии». Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования. Материал: Не требуется. Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже - несколько примеров. Ход игры: Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию. -Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это? - Повар! - Водит машину... -Водитель! и т.п. Игра «Угадай по результату профессию». Цель: закрепить знание того, какой предмет является результатом деятельности человека определенной профессии. Материал: картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Ход игры: педагог предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.). Игра «Определи по предмету профессию». Цель: учить называть профессию, в которой предмет используется. Материал: половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток . Ход игры: дети по очереди достают из мешочка предметы, которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется. Игра «Что лишнее?». Цель: развивать внимание, логическое мышление. Материал: четыре картинки с изображением предметов – помощников. Ход игры: воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприц, вата, йод и бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Игра «Доскажи словечко» Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение подбирать слова в рифму. Ход игры: воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают, договаривают слово, обозначающее профессию. Мы в профессии играем, По душе их выбираем, И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее, Чтоб не просто так мечтать, А кем быть решить и стать. Саша гордо самолет На веревочке везет. Он готовится к полетам, Значит, вырастет....(пилотом) У пилота Боря друг Красит краской все вокруг. На окне рисует дождик, Значит, вырастет ...(художник) У художника сестренка Петь умеет очень звонко. Подпевают Насте птицы, Значит, вырастет...(певица) Сочинил он им сонет, Значит, вырастет ... (поэт) У поэта брат — Степашка, Он весь год учил букашку Прыгать из стакана в ковшик. Степа — юный ... (дрессировщик) Дрессировщик с другом Димой Целый день искали мину. Дима банку под забором, Закопал, чтоб стать ... (сапером) У сапера старший брат, Он всегда помочь всем рад. Кошек с дерева сниматель, Лева — будущий ... (спасатель) Наш спасатель ходит парой С доброй девочкой Тамарой. Лечит та зверей отваром, Хочет стать ... (ветеринаром) У ветеринара Томы Мышки все ушли из дома. Их найдет, всех опросив, Тима, местный... (детектив) Детектив наш на диване Отыскал заколку Ани. Аня учит роль Алисы, Чтобы стать большой .... (актрисой) Для актрис — аплодисменты И цветы, и комплименты. Крикнул Анечке: «Мотор!» Слава — кино-... (режиссер) Режиссер театр забросил, Пол он с Данькой пылесосил. Окружающий мир дорог Даньке. Будет он ... (эколог) Игра «Найди ошибку». Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение замечать ошибку. Врач варит суп. Повар водит машину. Учитель подстригает волосы. Портниха лечит людей. Полицейский взвешивает продукты. Парикмахер лечит людей. Игра «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии) Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д. Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом) Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий. Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.